Но про тех, кто помогал готовиться к празднику, ещё можно допустить, что после окончания работ их хотя бы за стол позвали – ведь не исключено, что это были друзья и знакомые, помогавшие добровольно!
Тут мне вспомнился кусок их записок некоего знатного зерсонесита, побывавшего в Таматархе (тогда уже Тмутаракани) 11 века. Князь как раз устраивал большой праздник. И вот, столы и лавки по улицам устанавливали сами жители свои собственные. И миски-ложки-кружки напротив своего двора свои выставляли. От князя только вино и мясо.
Эвакуацию перебравших отцов и матерей осуществляли взрослые дети, благо двор был рядом со столом. И за этими столами сидели с хозяевами не только подмастерья и ученики, но и рабы. Причем, уквакавшуюся рабыню на глазах херсонесита волочил домой хозяйский сын.
Хоббиты далеко ушли от тьмутараканцев по пути цивилизации.
Что же это за подарки? А вот старому Гэмджи, своему многолетнему садовнику Бильбо дарит два мешка картошки, новую лопату, шерстяной жилет и мазь для суставов.
Да, расщедрился! В той же Тьмутаракани отпускаемому со двора рабу обязательно давали лошадь. Даже если он не собирался на родину, а оставался тут же свободным общинником.
Это о чём говорит? О том, что в семье Гэмджи не так много земли, чтобы вырастить вдосталь картофеля. И, видимо, не так много денег, чтобы его свободно купить.
А еще это говорит о том, что работа в усадьбе Бильбо отнимает много времени и физической силы. И на себя поработать (скажем, выращивая немного овощей, но особо востребованных, ароматические травы, например) этого всего уже не хватает.
да и мазь для суставов - отметка. Суставы старого садовника износились и от тяжелой работы, и от пребывания на улице в плохую погоду.
Сословное общество во всей красе.