О, этот славный буколический Шир!..
Наверное ни одна другая локация в Средиземье не имеет столько восторженных поклонников, как этот райский хоббитский уголок. Есть, конечно же, ещё Лотлориен, но к нему положено относиться с почтительным придыханием и благоговением. Там царит какая-то особая "эльфийская" аура, там всё непросто, и чувствуется присутствие магии. (На мой взгляд, там царит вполне кладбищенская атмосфера уныния и чего-то безвозвратно ушедшего, ну, так я старая искаженка!

)
А Шир – простой, уютный, незамысловатый, он кажется таким заманчивым и приветливым! Ах, как хорошо там гулять по тропинкам или валяться в траве, слушая неумолчное журчание у ручейка и ощущая дурманящий медовый запах луговых цветов! А вечером разжечь камин и пить чай, глядя на огонь. Или скоротать вечерок в "Зелёном драконе" за кружкой отличного пива, а потом выйти в тепло летней ночи и пройтись под звёздами. Милая, простая сельская жизнь! Ухоженные сады и поля, уютные норки, славные добродушные хоббиты... Как заманчиво всё это выглядит, как привлекательно описал такую жизнь Профессор! И ведь не забыл, что благодать эта взялась не сама по себе – упомянул, что хоббиты очень любят работать на земле.
Может быть. Может быть, какие-то не названные нам хоббиты и любят, а возможно, что просто обожают работать на земле. По тем хоббитам, которых нам демонстрируют, этого не скажешь. Они любят совсем другое – бродить по тропинкам, сидеть у камина, бездумно покуривать трубочку, пуская затейливые колечки дыма... Именно потому, что мы видим вблизи только таких хоббитов, и создаётся всеообщее убеждение, будто жизнь в Шире – это сплошная благодать. И не задумываться о тех, кто эту благодать обеспечивает.
Тут уже приводили пример из текста: перед днём рождения Бильбо накрывались столы, ставились палатки, привозилось угощение. Вот как будто само собой привозилось и накрывалось! Понятно, что Бильбо кого-то пригласил в помощь... Но про тех, кто помогал готовиться к празднику, ещё можно допустить, что после окончания работ их хотя бы за стол позвали – ведь не исключено, что это были друзья и знакомые, помогавшие добровольно! (Я так не думаю, но защитники прекрасной ширской жизни могут привести этот аргумент вполне!) Но вот после пира пришли заранее приглашённые уборщики. То есть на пиру их не было – они вот только пришли. Кому-то пить-гулять-веселиться, а кому-то тарелки грязные собирать и мыть, да пьяных гостей на тачках по домам развозить. А пьяный – он и в Шире пьяный. Может и обмочиться во сне, и дурно ему сделается со всеми приятными последствиями, или просто вдруг проснётся и буйный нрав покажет. Тем не менее, его надо в тачку погрузить, до дома довезти и там с рук на руки сдать. В общем, одни гуляли весь день, а другим пахать всю ночь, как каторжным, пусть даже и за деньги. Только вот этих вторых мы не видим, нам только мельком дают понять, что они есть. И они тоже живут в благостном Шире. Только совсем по-другому живут.
Но, быть может, эти работяги – они просто не знатные, но материальное благополучие их вполне на уровне? Давайте попробуем рассмотреть и этот вопрос.
Очень народу нравится, как Бильбо облагодетельствовал родных и близких подарками с соответствующими надписями. Это в самом деле забавно. Гораздо меньше замечают, что далее сказано: а вот беднота за подарки была очень благодарна! Что же это за подарки? А вот старому Гэмджи, своему многолетнему садовнику Бильбо дарит два мешка картошки, новую лопату, шерстяной жилет и мазь для суставов.
С лопатой всё понятно: металлы хоббиты не добывали, руду не плавили, и, судя по тому, что у них там один кузнец на деревню, железные изделия там все привозные до самого последнего гвоздя. Так что стоить они должны немало.
Если хоббиты не разводили овец, то и шерсть у них только импортная, поэтому шерстяной жилет – вещь, безусловно, ценная и полезная. Равно как и любая мазь – хоть для суставов, хоть от мозолей, хоть от чего. Её в домашних условиях не сделаешь.
Но два мешка картошки??? Бильбо дарит их не городскому жителю и не кузнецу какому-нибудь, который занят ремеслом и землю не обрабатывает. Он дарит из садовнику, земледельцу! Это о чём говорит? О том, что в семье Гэмджи не так много земли, чтобы вырастить вдосталь картофеля. И, видимо, не так много денег, чтобы его свободно купить. Хотя работать приходится им много. Вон Сэм сидит в пивнушке и думает, что в саду полно работы – трава прёт, как нанятая, полоть надо.
Наверное, он и в поход с Фродо напросился, чтобы уйти от этой тяжёлой, постылой, однообразной жизни. А вовсе не ради того, чтобы "увидеть эльфов". Их, как оказалось, можно увидеть, не выходя за пределы Шира. Не стоит за семь вёрст киселя хлебать. Да и в любом случае это недостаточно веская причина, чтобы бросить всё и уйти невесть куда.
Сэм – он хоть и неотёсанная деревенщина, но всё-таки отличается от прочих ширских обитателей, у которых все представления об интересном и приятном не выходят дальше пивной. Он научился от Бильбо грамоте, он слушал его рассказы – то есть имеет хоть некоторое представление о том, что за околицей Шира есть мир. Ему явно душно и тесно здесь. И вот он использует первую же подвернувшуюся возможность, чтобы оторваться от повседневщины, от тяжёлой каждодневной работы, от будней нищей жизни. Ну, и что он видит, едва выйдя за порог? Да то же самое! Вот на утро Пиппин, едва продрав глаза, требует воды для умывания, да чтоб ыподогретая была!
Сэм Пиппину не слуга. И накануне он прошёл не меньше, а тащил побольше. Тем не менее, Пиппин считает, что он может требовать от Сэма, чтобы тот его обслуживал. Причём, бесплатно – просто потому, что он слуга и идёт вместе с ними. Так чего ему просто так идти? Пусть заодно и обслужит!
И до самого последнего дня Сэм так и будет прислуживать своему господину. Некоторые восторженные особи принимают это за нежную трогательную дружбу, но я никакой дружбы не усматриваю, это средиземский вариант "Про холопа примерного, Якова верного".
Но это уже совсем другая история!