Про людей, эльфов и богов. К размышлению
О реалиях наших земныхВ нашей реальности история появления человеческих цивилизаций также не вполне ясна. Поскольку все известные нам древнейшие цивилизации, согласно представлениям их народов, создавались богами. Египет, Индия, Месоамерика, Междуречье: в каждом древнем пантеоне мы найдём богов-цивилизаторов, благодаря которым люди обучились земледелию и ремёслам, архитектуре и письменности, и т.д. и т.п.
Однако среди богов, с которыми общались люди, чётко прослеживаются две группы: одни боги были к людям добры, стремились давать им знания и обучать их, а другие – делали ставку на владычество над людьми, на запрет знаний и письменности, и чуть позднее – на веру и безоговорочное послушание.
О мифологии АрдыЗнаю, что это звучит банально, но Профессору неоткуда было брать материал для своего мифотворчества, кроме как из множества древних мифов. И у него прослеживается очень похожая ситуация с айнур. Валар, разумеется, представлены им как "хорошие" боги, а Мелькор и Ко – как боги "плохие".
"Валар знали о грядущем приходе Детей; а великие среди них знали, где и как они объявятся (пусть только приблизительно); но природу их представляли себе плохо, и предвидение их, проистекающее из знания Замысла, в том, что касалось деяний Детей, было несовершенным и зачастую отказывало. Потому непадшие Валар с нетерпением ждали Детей до того, как те пришли, и возлюбили их впоследствии как созданий, "иных", нежели они сами, независимых от них и их творчества; "детей" в том, что они уступали Валар в силе и мудрости, однако были равны по рождению (ибо происходили напрямую от Единого); хотя и находились в их ведении как владык Арды. Падшие, такие, как Мелькор/Моргот и его приверженцы (среди которых одним из главных был Саурон), увидели в них идеальный материал для подданных и рабов, для которых они могли бы стать повелителями и "богами", завидуя Детям и втайне их ненавидя; тем более, чем сильнее они восставали против Единого (и Манвэ, его Местоблюстителя в Эа)..." ( письмо № 212)
Однако, несмотря на знак "плюс", поставленный Профессором, его валар также назначены владыками над эльфами и людьми.
О замыслах Эру и взаимоотношениях между валар и его Детьми"Возможно, не исключено, что слова "две новых темы" в данном отрывке указывают на замысел отца ввести в Песнь эльфов и людей как две связанных между собой темы, которые в "Айнулиндалэ" названы "Третьей Темой", но мне кажется более вероятным, что появилась новая концепция Песни". (Атрабет, комментарии Кристофера).
"Судьба эльфов — бессмертие и любовь к красоте этого мира, которая расцветет пышным цветом благодаря их утонченным, совершенным дарам; их бытию дано длиться, пока существует мир, и не покидают они его, даже будучи "убиты", но возвращаются — и, однако же, с появлением Пришедших Следом удел эльфов — наставлять их, и уступать им место, и "угасать" по мере того, как Пришедшие Следом обретают силу и вбирают в себя жизнь, от которой оба рода произошли". (письмо № 131)
"Здесь нельзя говорить об изначальном замысле Эру - ведь Темы Детей были введены уже после появления разлада Мелькора. Поэтому "развоплощение" эльфов, видимо, было частью Истории Арды, предусмотренной Эру - таким образом эльфы уступили путь Владычеству Людей. Для эльфов наступление Владычества людей осталось загадкой и поводом для печали..." (Атрабет, комментарии).
"Люди (Пришедшие Следом, или Вторая раса) пришли вторыми, но предполагалось, что в изначальном замысле Бога им было предназначено, пройдя обучение, принять на себя власть над всей Землей и, в конце концов, стать валар, дабы "обогатить Небеса", Iluve".(там же).
Судя по событиям Сильмариллиона, эльфы не только не подозревали о своей учительской и "промежуточной" (по сути) миссии, они не знали даже о том, что люди вообще есть в замысле Эру и должны появиться где-то в Эндорэ. И первым, кто сообщит эльфам о том, что в проекте есть ещё и Вторые Дети Эру, будет Мелькор.
Вот такой интересный винегрет получается.