Вчера после перевода у меня в голове был миазм, сегодня я добродетельно напилила аж почти четырехстраничный эпизод ("Какой я молодец!" (с)), отослала его Медведю и теперь могу клеветать на канон. Я вижу, конечно, что люди уже кой-чо сказали, но я тоже буду говорить, потому что, блин, я это вчера переводила, и аж мозги квасились.
Сначала вроде понятно: пришли какие-то нашественники, и население подалось в бега, кто мог. Это бывало, да. Только обычно это бывало, когда один раз прибежали, разграбили-поубивали, камня на камне не оставили (типа как монголы), другой раз прибежали - в общем, когда понятно, что ловить тут нечего и жить тут невозможно. В остальных случаях убегали, а потом назад возвращались. Потому что тут у тебя земля, тут у тебя имущество - куда ты от них денешься? Это кочевникам удобно с места на место переходить, а оседлому населению... Оно побежит, только если совсем припрет.
Но враг был многочислен и захватил все земли аж до Келдуина. Ничосе территории! Сколько ж их было, тех врагов? И откуда их столько взялось?! Ведь таких могучих степей, как в Евразии, в Средиземье нет.
"другие были собраны Мархвини, сыном Мархари (кто пал в арьергардном бою после Битвы на Равнинах)".
Что-то мне это напоминает. Где-то я это уже видела. Опять низшие создания прикрывают бегущие задницы Высшего Народа.
"Пройдя на север, между Мирквудом и Андуином, они поселились в Долинах Андуина, где они были присоединены [по-русски так даже подстрочником сказать нельзя] к ним присоединились много беглецов, кто пришли сквозь Лес".
А вот тут я уже не поняла и дальше буду не понимать. Как это "пришли сквозь Лес"?! Во-первых, это же страслый и ужаслый Мирквуд!! Уже восемьсот лет как переименованный из мирного Великого Зеленого Леса в имя ужаса и страха! На него же Тень пала, там же злые вещи умножились!! В нем же Саурон уже восемь веков живет вон тут рядом! А какие-то люди ходят через этот лес как ни в чем не бывало и злых вещей не боятся, и те им не вредят. Как так?! Где страхи, где жертвы Зла, где потери?!
А во-вторых, карт у этих Северян точно нет. И очертания этого колоссального леса им совершенно неизвестны. И на сколько этот лес простирается, и что там у него с той стороны - они обо всем этом понятия не имеют. И они идут сквозь лес?! Спрашивается: куда они идут?! Вот для них, в их представлении - куда они идут? Они не знают, что там впереди. И что впереди в любую другую сторону, они не знают точно так же. Так куда они идут и почему они идут именно туда?
И как они идут? Ведь все, что можно унести с собой, надо, жизненно необходимо нести с собой. Тащить имущество, гнать скотину. И все это в никуда, наобум. Может, лес где-нибудь кончится. А может, будет тянуться до самого синего моря.
"Большинство Северян было обращено в рабство, и все их прежние земли были оккупированы Кибитниками".
Ну, это естественно. Злые люди Тьмы практикуют рабство из принципиальных соображений. Но как технически это было осуществлено? В каждый град и каждую весь приехал злой Кибитник и говорит: тут все мое, а вы мои рабы, поэтому... эээ... поэтому что? Все на меня работайте, наверное? Но Кибитник кочевник, а не плантатор. Ему в хозяйстве если рабы и нужны, то две-три штуки, ну максимум десяток, если у него там стада до горизонта. А больше у него в хозяйстве работы нет. Остальных он может похватать и продать куда-нибудь. Но жители же не проданы, они остались на месте. Или они будут работать за жрат, а Кибитник будет забирать все производимые ими материальные ценности? Но, во-первых, как обеспечить выполнение? Кем держать в подчинении множество людей, тем более в эпоху холодного оружия, когда у тебя лук - и у них луки, у тебя меч - а у них рогатина и дубинка? А во-вторых, куда девать отобранные ценности? Все это съесть, выпить и надеть Кибитник не в состоянии. Значит, все это надо куда-то продавать. Ну и производиться все должно в таких количествах, чтобы, кроме корма рабам, что-то оставалось тебе. То есть надо вести хозяйство. Даже в рабовладельческие времена все само не делалось. Римляне оставили массу трактатов и наставлений, что и как делать хозяину поместья - это при том, что у него были управляющие. То есть это уже бизнес, его надо делать, его надо уметь. Тут уже конец вольной жизни Кибитника с выпасом лошадок, тут уже надо осваивать совершенно новую область и работать. Так откуда бы Кибитники всему этому научились?
Гораздо разумнее считать, что все эти порабощения - это обычная риторика и переносный смысл, а злобные завоеватели просто обложили население данью или дополнительными налогами.