Я имею начало версии. Оно таково: как обычно в таких случаях, следует встать на религиозные рельсы и поехать по ним. Вот это самое блаженство, о котором толкует канон, которое в Амане разлито, хоть половником черпай, которое сквозь проем Калакирии озаряет Эрессеа и проч. - это не водопровод, не отдельная квартира каждой семье к 2000 году и не невиданные надои, укосы и намолоты (приведенной в каноне валинорской урожайности до египетской, прямо скажем, далеко. Она очень средненькая). Это вообще не о матерьяльном. Это нечто такое, знаете, духовно-божественное, некая благодать, примерно как в раю, по мнению богословов. В раю жизнь райская не потому, что там все само растет и делать ничего не надо, а потому что там божественное присутствие, которое наполняет душу неизъяснимым блаженством. Причем в отличие от матерьяльных наслаждений это блаженство никогда не притупляется и всегда так же свежо, как в самый первый момент.
Вот так же и в Валиноре - бога там, конечно, нет. Но есть ангелы господни, через которых эта неизъяснимая божественная благодать нисходит. Немножко этой благодати Эрессеа достается, еще чуть-чуть далее до Нуменора долетает, отдаленные запахи. Ну а в Средиземье совсем ничего нет. И оно темное и запущенное не потому, что все в сорняках и кизяках - нет, оно как раз может быть с водопроводом, канализацией и даже интернетом - а потому что божественной благодати в нем нет.
И Саурон предлагает не водопровод с канализацией, а как раз вот эту благодать сюда распространить. И в таком разрезе становится понятно, почему грешно тут делать еще один рай - потому что как ты можешь строить рай без разрешения господа бога? Бог тебе сюда благодати не давал. Так что одно из двух: либо ты эту благодать сюда каким-то образом похитишь (что грешно и незаконно), либо это будет ложная, поддельная благодать, не от бога, но от диавола (что, разумеется, тоже грешно и для души погибельно).
И разумеется, поскольку настоящей благодати у Саурона нет, он предлагает эльфам какую-то ложную.