Не, я понимаю, что изобретение языка было уделом не всех линдар/нолдор, а отдельных личностей. Но даже эти личности должны были не есть, не пить, а только придумывать, а потом записывать/на вечерних курсах рассказывать годами подряд все эти придуманные ими правила языка. Точнее нескольких языков.
Валар имеют свой неизменный валья-валарин и не говорят на нем, кроме как на высоких своих советах. Но, поскольку, слова и явления, которые привнесли в их жизнь эльфы, они на валарине не называют, потому что нефиг священный язык поганить такими временными явлениями, то они, действительно, как иммигранты разговаривали на своих советах. А с эльфами они общались на ингвиквенье линдарского изобретения.
Линдар имели эту ингвиквенью для общения с валар, письменную и устную и линдарский, чтоб было на чем с соседкой поболтать. Но в тексте еще непонятный пассаж:" она [квенья] не то же самое, что их собственная повседневная речь; и имелся линдарин, язык линдар; ". Был ли линдарин их повседневной речью? С позиции логики -да. Но от Профессора можно ждать чего угодно, например, повседневного-повседневного языка, который не линдарин, а еще какой-то.
Нолдор тоже знали ингвиквенью устную и письменную , чтоб с линдар и валар общаться/переписываться, нолдорский свой разговорный и нолдорский же письменный.
Тэлери знали только тэлерин и чхать хотели на валар/не общались с валар и линдар. Был ли тэлерин письменным?
В общем, изобретение языков было обязательным хобби для хороших эльфов.
Теперь по мере того, как века проходили, и нолдор стали более многочисленными и умелыми, и гордыми, они обратились также к писанию и употреблению в книгах своей собственной речи, кроме квеньи; и форма, в которой она [речь] была раньше всего записана и сохранилась, есть древний нолдорин или корнолдорин, который восходит к дня делания самоцветов Феанором, сыном Финвэ.
Так когда этот корнолдорин был создан?
Подробностей о том, когда Феанор сделал сильмариллы, вроде, нет. Но они все еще вызывали ажиотаж своим наличием к тому моменту, когда выпустили Мелькора. То есть нолдорин, получается, не был придуман эльфами еще в Походе, а был придуман примерно тогда, когда Феанор придумал сильмариллы. Тогда что за язык группа нолдор использовала в Походе, изменив на свой манер оромейский/валарин? Или это все тот же нолдорин, просто в эпоху создания сильмариллов нолдор оборзели настолько, что стали книги на нем писать, и он получил новое название, и его дата создания стала восходить к эпохе создания сильмариллов? Я запуталась.
Но этот нолдорин никогда не стал фиксированным, как была квенья, и был используем только нолдор, и его написание менялось в течение лет с изменением речи и с различными устройства письма среди Гномов [т.е. нолдор].
Изменение языка тоже есть грех? Чем это плохо? Вроде язык для людей, а не люди для языка?
И снова-как ингвиквенья могла быть неизменной? Вот изобрели нолдор лампы, сильмариллы, деньги, а квенья что, игнорирует эти слова? Невозможно такое.
Ибо этот старый нолдорин, короламбэ (язык Кора) или корнолдорин, помимо его изменений по причине прошествия времени, был изменен сильно новыми словами и средствами языка не валарского происхождения, равно не общего для всех эльдар, но изобретенными заново нолдор.
Вот оно что, своим умом дошли, не валарскими способами изменили язык-вот жешь мятежники. Хотя валар сами пользовались языковыми придумками линдар. Пойди их пойми.
Конечно, правоверно следует считать, что все, что от валар исходило, имело рекомендательный характер, не повелительный. Но даже если бы так, даже если бы рекомендательный, не обязательный к исполнению-но во всех же сферах жизни валар рекомендуют-религия, правила языка, образ жизни, далее везде. Ну и да, если валар давали рекомендации не ожидая, что их послушают, это делает валар пустобрехами и дурачками. А правоверно следует считать, что они мудрые и дальновидные. Так что одно другому противоречит.
То же самое может быть сказано обо всех языках квенди, но в изобретении языка нолдор были главными, и они были беспокойны духом, даже прежде чем Моргот ходил между ними, хоть намного более таковыми после, и изменчивыми в изобретении.
Аааа, все квенди изменяли языки свои не по валарским правилам. И линдар. Так же и не по нолдорским, а каждый народ по своим собственным. Относительно лэмбе, которые авари, которые до Валинора не дошли и вообще не слышали о нем-а как им иначе быть-то? Они случайно должны были попасть в валарские правила?
Но это означает, что неизменная ингвиквенья тоже менялась. И менялась не по валарским правилам.
Насчет беспокойного духа нолдор, который их толкал на изменения языка и стал уж вовсе беспокойным, когда вышел Моргот-а он-то тут при чем? Он помогал им изобретать языковые правила? Вынудил их вовсе от валарских способов словообразования отказаться? Посоветовал отказаться, наконец, от ять?
И плодом их духа были много работ необычайной красоты и также много печали и великое горе.
Печаль и горе? От правил словообразования, пунктуации и произношения? Или это о чем-то другом уже?
Не, в местах компактного проживания нолдор, конечно, квеньей пользовались. Которая, как следует из этого текста, не квенья даже, а нолдорин.
Так. Нуменорцы и их квенья.
Эарендил, Туор и Идриль должны были говорить на нолдорине дома. Эльвинг знала синдарин. Элрос, проживая на Амон-Эреб, обучился опять-таки нолдорину. Плюс, возможно, говорил на синдарине. Далее, Эонвэ с подопечными линдар-ваньяр на ингвиквенье разговаривал. Не на линдарском, наверно. И с Элросом должен был на нем же говорить. И не на нолдорине же нуменорцы разговаривали с посланцами от Манвэ? И на нем были нуменорцам рассказаны, а ими записаны, эти литературные памятники, вроде Валаквенты. Или им сразу на ингвиквенье библии привезли. А когда эльфы учили нуменорцев мореплаванию, то термины могли быть и тэлерские и нолдорские, но термины, а не язык.
Я к чему: нуменорцы- правители учили квенью-ингвиквенью или квенью, которая нолдорин? А потом эта квенья и вовсе стала нуменорской квеньей, наверно. Потому что три тысячи лет прошло.
Но в этом отрывке меня заинтересовали две вещи, обе касаемо подробностей эльфийского жития в Валиноре. Первая - это расселение ваниар и нолдор в разных, ткскть, типах местности. Нолдор достались места довольно неудобные для земледелия, и им пришлось заниматься чем-то другим. А ваниар на занятых ими плодородных равнинах такой нужды не имели, вот и оставались все теми же аграрными сообществами.
Согласна, очень интересные подробности.
Например, мне было не ясно, насколько велик этот проем в горах. Тут говорится, что в этом проеме помещались и горы(допустим, это сами Пелори, скальные стенки) и долины. Не долина. Значит, местность была довольно обширная.
Так же, сложилось из этого абзаца впечатление, что линдар получили эти земли за свои заслуги. А нолдор нет. Потому что неужели, если вдруг звали всех на плодородные изобильные равнины, но нолдор отвернулись гордо и стали в ущелье своем изыскивать способы повысить урожайность? Они что, враги сами себе? Это я молчу о том, что если Валинор и Древа не находились на оси ущелья Калакирии, то в ущелье были затененные участки, где все медленно и плохо росло.
То есть картина видится такая: сначала на Туне жили все скопом, будущие линдар и нолдор.
(Насыпание холма-зачем это? Не ради красоты же такой адский труд. Болотистая там была местность? Или сплошной камень и для полей потребовалось землю привезти? Откуда? Если бы где-то был лишний чернозем, то там бы эльфы и жили, а не его возили себе в ущелье. Да и в случае сплошного камня, сколько на него ни насыпай, толку, мне кажется, не будет, смоет дождями все поля.)
Построили город, этот маяк, почитали Ингвэ Верховным. А потом король Ингвэ с Домом и придворными переехал на тучные земли в столицу Валинора/поближе к столице, а остальные тут остались куковать, и их возглавил Финвэ/над оставшимися поставили руководителем Финвэ.
И только вот тогда нолдор стали народом отдельным. Линдар очень редко приезжали к родичам в ущелье (должен же был Ингвэ побывать на свадьбе Индис?), а нолдор чаще бывали в столице, будучи приглашенными на пиры и Советы.
Опять же, богатые урожаи в реальном мире способствовали быстрому обогащению, развитию торговли, появлению всяких искусств, наук. А у линдар этого нет, или мало. Почему развиваются нолдор, которые живут в более худших условиях, а счастливчики-линдар нет/мало?
Конечно, тучные земли линдар могут спокойно оказаться, как нуменорские-богатыми только на словах.
Ну и конечно, все остальные тексты, да и этот Ламмас в части появления ингвиквеньи еще в Походе этому впечатлению противоречат, но что-то в этом всем странное.