В общем, с каноническим Злом опять все та же старая проблема - оно какое-то не злое. Как не верится в доброту Профессорского Добра, так же и в злобность его Зла не верится. Хотя в обоих случаях Профессор очень старается, расписывая и первое, и второе, а все равно не веришь. Вот и здесь: канон напропалую уверяет, что ах, Ар-Фаразон сделался могущественнейшим тираном, каких еще не бывало, каких еще не видало, вот один только Моргот был хуже, а больше никто с ним не сравнялся, и Ар-Фаразон в этом смысле аж самого Саурона превзошел. Вот автор разоряется, пяткой в грудь себя бьет, верьте, верьте мне, люди - а ты смотришь в текст и убей бог не видишь не то что могущественнейшего, а даже и самого обыкновенного тирана. Правитель и правитель, обычный, каких в истории было и будет. В конце концов, никто же не называет тиранами Фердинанда и Изабеллу (в смысле, не только католики не называют, а люди вообще, оценивающие независимо от чьего бы то ни было вероисповедания) - хотя уж как они гоняли иноверцев и что им устраивали, так Ар-Фаразону до них как до Луны. Никто не называет тиранической Римскую империю, хотя она и народы массово переселяла, и в рабство обращала, и игры гладиаторов проводила. Все эти канонические повторы о рабах и порабощениях и еще не затертые рассказы об убиениях друг друга по малой причине и т.п. производят впечатление не более чем примитивных пропагандистских агиток, так же, как и неправдоподобные и внезапные жертвоприношения на алтарях (так же, как и уверения в злобности Моргота и Саурона, и орков их в других местах канона). Вся эта риторика - она очень громкая и совершенно пустая. Мазать черной краской тоже надо уметь. А вот это, что в каноне, - это вопли о том, что он чижика съел.
Тот же Ар-Фаразон - да напиши ты ему, что он не просто и банально предложил Правоверным выбирать между обращением и изгнанием, а велел им обратиться и выехать в далекие южные колонии к дикарям и ужасному климату, чтобы строить там дороги и мосты и заниматься прочими тяжелыми физическими работами, и чтобы они не получали никакого образования, да еще и имущество их конфисковал, наживайте, мол, новое. И чтобы все это было проделано строго до определенного срока, а кто не успел, тех всех собрали и, не слушая оправданий, перевешали или в море утопили, или еще живых в землю закопали. Или велел всем обратиться и инквизицию учредил, которая бдела неустанно и карала криптоПравоверных так, что вдоль всех дорог стояли кресты с распятыми Правоверными, а на всех перекрестках дымились костры с ними же. Вверни пару персональных историй, с конкретными персонажами, а не ширнармассами в целом, чтобы читателю было кому конкретно сопереживать и сочувствовать. Что у этого Амандила, помимо Элендила, был еще сын Мандил, и его Ар-Фаразон приказал казнить вместе с малолетними детьми, а всем его родичам на это смотреть, так что несчастная мать (или жена... нет, лучше мать) повредилась умом от горя.
То же и с личной жизни - вот женился у тебя Ар-Фаразон на бедняжке Мириэль насильно и отобрал у нее власть (согласно Акаллабет). Так напиши далее, что, поскольку возраст королевы уже исключал появление наследников, некоторое время спустя злодей Ар-Фаразон велел отослать ее или развелся с ней, ссылаясь на слишком близкое родство, и заточил в ужасных условиях. Либо, если развод ну прям никак невозможен, попросту приказал задушить бедняжку и через пару месяцев женился на юной девице. И мы бы возненавидели Ар-Фаразона всем сердцем своим. Мы бы видели, что он действительно злодей. А вместо этого что? Этот Ар-Фаразон ярится-ярится, Саурон, управляющий им из-за трона, мятется-мятется, но даже волос не падает с голов их главных и самых ненавистных врагов. Они продолжают оставаться целы-невредимы и на свободе, и не несут никакого урона (Исилдур, напоминаю, канонически получил свои ужасные раны в процессе сознательного правонарушения). И это ужасный злодей?!
От канонических злобнейших злодеев практически не страдает никто конкретный. Пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать конкретных (еще раз: конкретных, а не просто некую абстрактную общую безликую массу вроде спутников Финрода или обманутых истерлингов) реально пострадавших от самых ужасных мирового масштаба Зол вместе взятых. Финвэ и Келебримбор, которого мы практически не знаем и который для нас в общем пустой звук (а как же Финрод, спросите вы? Вот как раз Финрода, напоминаю, Саурон трогать и не хотел). Все остальные, даже побывав в лапах этих ужасных Зол, выходят оттуда не клятыми, не мятыми, и даже якобы ужасно страдавший и даже постаревший (!!) Гвиндор бодро и успешно нарезает по дикой зимней местности многие сотни километров, еще и заботясь о совершенно невменяемом Турине.
Ах, говорят правоверные, Профессор не писал самые злобные злодеяния, потому что был ужасно травмирован Первой Мировой, и Второй, и Третьей, и ранней смертью матери, и вообще всем, и поэтому ему было больно писать действительно ужасные вещи, и ах! спасибо ему, что он так огибал все действительно ужасные вещи!
Ну, допустим даже на пять секунд, что Профессор действительно был прям весь вдоль и поперек истравмирован все равно чем. Но нам, читателям, какое дело нам, страдал ты или нет? Нам твои личные проблемы до фени. Мы о них знать не знаем и даже догадываться не обязаны. Ты дал нам текст - мы читаем то, что в нем есть, и не должны вчитывать между строк, что ты хотел там написать, да испугался. Ты заявил злодеев - покажи их в тексте. Не сумел, все равно почему, - это твой провал, а не читателей.
И вообще, если Профессор был весь такой травмированный, какого черта он писал о злодеях, битвах и войнах?! Заставлял, что ли, кто?! Пиши вон детские сказки, если травмированный такой.