Арда или "Королевство Арда" (как находящееся непосредственно под управлением вице-регента Эру Манвэ) нелегко перевести, коль скоро ни "земля", ни "мир" не полностью подходят.
А почему нельзя перевести Арда как земля или как мир? Почему лучше подходит «королевство»? Только потому, что где-то в Амане сидит какой-то Манвэ, считающий себя
Наполеономкоролем всей Арды? Ну речь ведь про физические термины идет, не про форму правления вот в этом Амане или, ладно, пусть во всей Арде? Почему вместо земля/мир/планета надо писать "Королевство Арда"?
Предположительно эльдар могли иметь так много и такой точной информации касаемо нее, ее структуры, происхождения и ее отношения к остальной Эа (Вселенной), как они могли постичь. Вероятно, те, кто интересовался, получали это знание. Не все эльдар интересовались всем; большинство из них сосредотачивало свое внимание на (или, как они говорили, "были влюблены") Земле.
Ладно, пусть их, обывателей, которым далее своего носа видеть и не надо. Но те, кто интересовался, «вероятно» получили знание в том объеме, как
их скудные умишки вместили «они могли постичь». Ну хорошо, а дальше? Вот получили эти неординарные эльфы информацию (пока не вникаю какую) о Вселенной и успокоились? Все? Раз валар далее не рассказывают, то все, больше ни думать не надо, ни спрашивать? Вот они постигли что смогли, потом они же еще как-то развились,
векторное исчисление открыли и могут постичь уже больше, понять более глубоко. А валар что, более не рассказывают? А почему? Ну вот Варда, творила Млечный путь, все эти спиральные и прочие галактики, (вот ударница труда, остальные всего-то несчастную Землю построили, а она и белые карлики и красные и черные дыры и двойные звезды и планеты к ним. А руды в тех планетах кто делал? Аулэ?). И ей же приятно будет рассказать, как у нее то и это получилось, как она до вот того додумалась. А она не рассказывает. Интересно, почему? Ведь было же меньшинство, которое интересовались не исключительно тем, что под носом.
Также эльдар (и валар) не были ошеломлены или даже главным образом впечатлены представлениями о размере и расстоянии. Их интерес, определенно интерес Сильмариллиона и всех связанных с ним материй, может быть определен "драматическим". Места или миры были интересны или важны из-за того, что происходило в них.
Не поняла – валар, которые канонически эту вселенную создали, не были впечатлены ее размерами и расстояниями? Нет, если вселенная – это вот этот купол с лампочками, то можно и не впечатлиться. Ладно, построили и забыли, склероз, но даже им доложили размеры и расстояния, а они: «ой, какая ерунда, вот у нас в соседнем селе…». А про интерес к местам и мирам действия Сильмариллиона, так это вообще – выперли основных действующих лиц и забыли о них. Такой интерес жгучий.
А вот когда Мелькора выперли за Двери Ночи – то где теперь основная пьеса играется? Тоже в Арде? А как?
По поводу отношения Арды к Эа, утверждение, что основные демиургические айнур (валар), включая изначально сильнейшего из всех, Мелькора, заняли свое "местожительство" в Арде 13 с момента ее основания, также подразумевает, что сколько бы ни мелкая/незначительная, Арда была драматически главной точкой в Эа.
А чего они для такой масштабной, великой, единственной Драмы такой задний угол вселенной выделили? Сами же демиургически трудились, так и что, нельзя было место центральной драмы построить соответствующее – большое и значительное?
Эти взгляды суть не математические или астрономические или даже биологические, и таким образом не могут быть считаемы непременно противоречащими теориям наших физических наук.
Ээээ, а про какие тогда взгляды речь? Выше про космогонию Арды шла речь, а тут внезапно взгляды не астрономические. То, что не математические и не биологические – понятно, а почему не астрономические?
Но даже если бы присутствие где-то в Эа биологической "жизни" было доказуемо, это не делало бы недействительным эльфийский взгляд на то, что Арда (по крайней мере, пока она длится) есть драматический центр. Демонстрация того, что существовали где-то Воплощенные, параллельные Детям Эру, конечно, изменила бы картину, хоть не полностью сделала бы ее недействительной.
Почему сделала бы или не сделала бы «недействительной»? Взгляд – это не билет на поезд, что срок прошел и он недействителен. Никак не пойму, при чем тут «недействительность» у взгляда. Ну и да, вот узнал некий эльф, что исследователи обнаружили другие миры и разумную жизнь в них и никак не изменил бы свою картину мира. Как считал бы себя центром мироздания, так и продолжил бы считать, что Варда звезды в небосвод вкрутила, а Мелькор ходит за Дверями ночи и через стену в Арду залезает. Только руками развести. Хотя, так же рассуждают не желающие рассуждать сплошь и рядом. Чему я удивляюсь.
В действительности откровенный взгляд эльфийской традиции, что Драма Арды уникальна. Мы не можем в настоящее время утверждать, что это неверно.
О чем это он? Что не существует другого такого же мира? Ну не существует, да. А если есть, то другой, со своей историей и всем прочим. Но при чем тут слово «откровенный»? И да, эльфы отбыли на небесные свои пастбища еще вон когда, и все-таки их традиция считать местный драмтеатр центром мироздания не опровергается. Красота.
Они были поэтому сильно озабочены "Концом Арды". Они знали о себе, что ограничены Ардой; но длительность ее существования они, кажется, не знали. Возможно, валар не знали.
Интересно, почему эльфы «кажется» не знали, если «возможно» не знали даже валар. И нам говорилось, что валар кино до конца не показали, и в предыдущем отрывке сказано, что творение продолжается. Автор тут пытается играть в игру – «я- не я, и лошадь не моя», но это уже не привлекает. Ты объясняешь философский, блин, трактат, и везде пишешь «может быть», «вероятно». Это нормально, когда это в самом Сильме так повествуется, или когда так Финрод излагает свои философские воззрения, но когда автор так кокетничает – это уже раздражает.
Более вероятно, они не были информированы волей или замыслом Эру, кто, по-видимому, в эльфийской традиции требует двух вещей от Своих Детей (любого из Родов): веры в Него и, исходя из нее, надежды или доверия к Нему (называемой эльдар "эстель").
Вот выше рассуждения шли о конечности существования и неизвестности времени этого конца. И далее про Эру требует от Детей. Нормально! Ладно бы от верящих в него – они так хоть в некоем договоре – мы тебе веру, а ты нам нормальные сроки существования. Но он требует от всех Детей. Даже от тех, кто его и не почитает/не знает вовсе. И опять «по-видимому» - то есть даже основы веры эльфы не знают твердо? Они вообще знают хоть что-то? И валар – они тоже не знают твердо, что от эльфов и людей требует Эру? И даже не спросили ни разу? Ну есть ли вопросы важнее этого?
Но в любом случае, предначертан ли в Музыке или нет, Конец мог быть вызван Эру в любое время вмешательством, так что он не мог быть определенно предвидим. (Меньшим и как бы предвещающим вмешательством этого рода была катастрофа, в которой Нуменор был стерт, и физическое местожительство валар в Имбаре закончилось).
Блин, «смешались в кучу кони, люди», Конец Арды, гибель Нуменора, отселение валар с Земли. Ладно бы смысл был в том, что конец Арды отрепетирован на Нуменоре (а почему не на Беллерианде?). Но тут же рассказывается и про окончание физического существования валар на Земле. Это тут при чем? Что бог о валар позаботился и им все понравилось, они нашли это удовлетворительным, а может и нечаянную радость в своем новом положении обнаружили? Что означает этот пассаж? Ну и да, конец всей Арды отрепетирован на Нуменоре. Спасибо, добрый бог, с тобой все ясно. И что же это получается, это утопление не было внезапным несимметричным ответом в панике? Оно было запланировано, чтоб отрепетировать конец Арды? Интересно.
Эльфийское представление о Конце было фактически катастрофическим. Они не думали, что Арда (или, во всяком случае, Имбар) просто впадет в безжизненное истощение. Но эта концепция не была воплощена ими в каком-либо мифе или легенде. См. примечание 7.
А почему? Вот если на Финрода из Атрабета посмотреть, то эльф как утром проснулся, то первым делом про конец Арды подумал. И так весь день думает, прерываясь на еду, работу и прочие дела. Но ни одного, даже самого захудалого мифа или легенды не придумали. Интересно, что им мешало?