Зачем тогда вообще переселяться? Тем более, на таких условиях, что мы, мол, вас, так и быть, простили и к нашей любви, так и быть, допустили, но жить вы будете на 101-м км.
Можно, конечно, предположить, что на такие условия согласились те, кто вообще утратил всякую волю и согласен хоть на задворки, хоть на зону - лишь бы подальше от событий.
Но возможен и вариант, когда Эонвэ декларировал "допуск к любви Манвэ", но утаил, на каких конкретно условиях этот допуск состоится. Или Манвэ в силу особенности своего королевствования изменил этот порядок уже после отправки своего экспедиционного корпуса, не поставив Эонвэ о том в известность. Приплыли ищущие блаженства Валинора, а х завернули к Эресеа и там продиктовали условия без выбора.
В свете переселения смирных нолдор во главе с Арафинвэ в какое-то ущелье из Тириона такое представляется возможным.
Что его возвращение проигнорировали, Вас же не удивляет. И все его действия в этой святой войне проигнорировали тоже.
Меня в этой главе все удивляет. Эпохальное событие: снос центра Зла, пресечение Моргота и экстрадиция его души с некоторыми гарантиями против самовольного возвращения. Всеобщее торжество Добра на отдельно взятом субконтиненте - а в описании один пафос и общие места, словно выступление на детсадовском утреннике. Только детских стишков не хватает.
Обычно подобными "врезками" прикрывают неудачные действия, которые вопреки ожиданию к разгрому не привели и закончились относительно благополучно.
Нечто похожее попалось мне в материалах по Сталинградской битве. В газете "Буковина", издававшейся румынской оккупационной администрацией в Северной Буковине, некто И. Мандюк (извиняюсь, но это не обзывательство, а подлинная фамилия!

) писал о "последних усилиях большевиков, бросающих под пули женщин, детей и стариков. Большевизму остались считанные дни". Статья вышла в номере за 22 января 1943 года.
У вермахта и сателлитов как раз конец был плохим, а Эонвэ помогло стечение не зависящих от него обстоятельств. Но, возможно, до того в какой-то момент его положение сделалось скверным.
Вообще-то специалистов-практиков и знатоков тамошних условий пол-Мандоса сидит. И валар ничто не мешало выпустить несколько штук консультантами (можно даже выпускать на конкурсной основе). Но они этого не сделали.
Взять выпустить ветеранов Белериандских войн - дело опасное. А ну как они возьмут и взбунтуются. Да еще и взбунтуют тех, что при Арафинвэ. Или просто сбегут, оставшись в Эндорэ. Все успешные революции начинались с восстания в армии.
Финдарато - один, он никого взбунтовать не может. Зато годится сидеть военным советником в штабе Эонвэ.
Или в Мандосе ему так прополоскали мозги "исцелением", что он уже ни на что не годен, кроме как восторженно благоговеть?
Получается, не уплыли те, кто валарятник этот знал лично или по рассказам.
Судя по списку оставшихся, так оно и было.