В смыле "даже"? То есть даже на религиозные праздники их, прокаженных, пускали? Я то раньше думала, что они могли, если вожжа под хвост попала, доезжать аж до Валинора. Мол так далеко Тол Эрессэа отстоял, что странствовать так далеко мало кто хотел. А теперь получается, что вольны были толэрессейцы плавать по мередиану, на восток нельзя, а на запад надо разрешение получать. Интересно, им сразу условия объявили или только на месте уже?
Вопрос с Тол Эрессеа и вообще возвращением блудных нолдор, и кому куда можно, а куда нельзя - он весьма сложный в смысле собирания фактов, потому что Профессор писал об этом не только в вариантах Сильма, но и в письмах и прочих фрагментах и отрывках, посвященных совсем другим темам. Это потребует времени.
Сначала что полегче - все эти Квенты и Анналы.
Самый ранний Сильм, он же "Наброски мифологии":
"The Gnomes and many of the Ilkorins and Teleri and Qendi repeople the Lonely Isle. Some go back to live upon the shores of Faery and in Valinor, but Côr and Tûr remain desolate".
"Гномы и многие из Илькорин и Тэлери, и Квенди вновь населяют Одинокий Остров. Некоторые возвращаются жить на берегах Волшебной страны и в Валиноре, но Кор и Тур остаются заброшенными".
Квента (в следующем варианте, который Профессор пропихивал в издательство после "Хоббита", так же):
"But in the West the Gnomes and Dark-elves rehabited for the most part the Lonely Isle, that looks both East and West; and very fair did that land become, and so remains. But some returned even unto Valinor, as all were free to do who willed; and the Gnomes were admitted again to the love of Manwë and the pardon of the Valar, and the Teleri forgave their ancient grief, and the curse was laid to rest".
"Но на Западе Гномы и Темные эльфы вновь заселили [досл. "покрыли"] по большей части Одинокий остров, что смотрит равно на Восток и на Запад; и очень красивой та земля стала и такой остается. Но некоторые вернулись даже в Валинор, как все были свободны делать, кто желал; и Гномы были допущены снова к любви Манвэ и прощению Валар, и тэлери простили свое древнее горе, и проклятие было упокоено".
Вторая версия "Падения Нуменора":
"The Elves were summoned to return into the West, and such as obeyed dwelt again in Eressëa, the Lonely Island, which was renamed Avallon: for it is hard by Valinor".
"Эльфы были призваны вернуться на Запад, и такие, кто подчинился, жили снова на Эрессеа, Одиноком острове, который был переименован в Аваллон: ибо он близок к Валинору".
Из черновиков Приложений к ВК:
"When at last that war was ended, most of the exiled Noldor returned over the Sea to Valinor or to the land of Eressëa that lies / within sight of it [> near]".
"Когда наконец то война была закончена, большинство изгнанных нолдор вернулись через Море в Валинор или в землю Эрессеа, что лежит / в пределах видимости от него [> близко]".
"Then most of the exiled Elves returned into the West and dwelt in Eressëa that was afterwards named Avallon, being within sight of Valinor".
"Затем большинство изгнанных эльфов вернулись на Запад и жили на Эрессеа, который был потом назван Аваллон, будучи в пределах видимости Валинора".
Из писем Профессора (цит. по переводу):
"Мы узнаем, что эльфам-Изгнанникам если не приказали, то по крайней мере настоятельно посоветовали возвратиться на Запад и жить там в покое и мире. Им предстояло навечно поселиться не в Валиноре, но на Одиноком острове Эрессэа в пределах видимости Благословенного Королевства" (из письма №131, конец 1951 г.)
"Но обещание, данное эльдар (Высоким эльфам, но не другим разновидностям; те давным-давно сделали свой окончательный и бесповоротный выбор и предпочли Средиземье раю) за их страдания в борьбе с первоначальным Темным Властелином, все равно должно было быть выполнено: состояло же оно в том, что эльфы всегда смогут покинуть Средиземье, если того пожелают, и уплыть за Море на Истинный Запад по Прямому Пути, и так добраться до Эрессэа" (из письма №154 от 25 сентября 1954 г.)
"Изгнанникам дозволили вернуться — всем, кроме лишь нескольких главных участников бунта, из которых во времена «В. К.» в живых оставалась одна Галадриэль . /*На момент ее сетований в Лориэне она полагала, что запрету этому длиться вечно, до тех пор, пока существует Земля. Так что плач она завершает пожеланием или мольбой о том. чтобы Фродо, в виде особой милости, даровали возможность (очищения ради, но не в каче стве наказания) некоторое время пожить на Эрессэа, Одиноком острове, откуда виден Аман, хотя для нее путь оставался закрыт. (Земля Аман, после низвержения Нуменора, более не существовала на физическом плане «в пределах кругов мира».) Мольба Галадриэль была услышана — но и для нее самой запрет был снят, в награду за помощь в борьбе против Саурона, и прежде всего за то, что она отвергла искушение и не взяла предложенного ей Кольца. Так что в финале мы видим, как она восходит на корабль. — Прим. авт. */" (из письма №297, август 1964 г.)
"«Бессмертные», которым было дозволено покинуть Средиземье и отправиться в Аман , — бессмертные земли Валинора и Эрессэа , остров назначенный эльдар , — отправлялись в плавание на кораблях, сделанных и освященных специально для такого путешествия, и держали курс прямо на Запад к древнему местоположению этих земель" (из письма №325 от 17 июля 1971 г.)
Вряд ли это все, что есть в каноне, но чтобы остальное просмотреть - это много времени надо. Я таки постараюсь, бли недер...