В процессе обсуждения мы составили версии происходившего, но, чтобы их изложить, требуется некоторое время. Сейчас я таки попробую краткое изложение написать.
Значит, эльфы прибывали в Валинор естественным путем и своим ходом тремя волнами миграции: ваниар, нолдор и тэлери соответственно. Каждая последующая волна оттесняла предыдущую внутрь континента. Ваниар, как самые малочисленные и прибывшие раньше остальных, раньше и столкнулись с валар, и попали под их влияние. Они усвоили эруверие, крепко уверовали, жили небольшими с/х общинами, и валар нарадоваться на них не могли. Последними пришедшие и дальше всех жившие тэлери испытывали наименьшее религиозное давление, и крепость их веры валар особо не интересовала, хотя откровенного баалопоклонства и плясок вокруг тельца они все же не допускали.
Нолдор поначалу уверовали по ваниарскому образцу, и валар поначалу на них тоже нарадоваться не могли. Но, как обычно, все испортили деньги. Нолдор занимали выгодное положение между ваниар (ну и валар) и тэлери, через них шла торговля континента с побережьем, более оживленная жизнь способствовала развитию ремесел, и через некоторое время нолдор сделалось тесно в твердо установленных рамках религиозных запретов и регламентов. Почва для недовольства все больше унавоживалась.
Тем временем еще в благие времена у Финвэ возникли проблемы с браком. Тут надо заметить, что в свое время, когда мы это обсуждали, мы имели... ну, наш небольшой коллектив в общем не ссорится. Мы сплошь и рядом можем говорить с пролетарской прямотой, но до скандалов с битьем посуды и тапочками по почте таки не доходит. А вот тогда - таки дошло. И насчет Мириэль мы имели самый настоящий, извиняюсь за грубое слово, срач в лучших фандомных традициях. Уж что было, то было. Часть коллектива утверждала, что Мириэль совершила самоубийство (фактически именно это она и сделала ведь) от отчаяния, будучи не в состоянии выносить все более удушающую атмосферу ультрарелигиозной общины, не видя впереди никакого просвета и не имея надежд, что когда-нибудь что-то изменится к лучшему. Другая часть коллектива стояла за то, что Мириэль была капризная дура и упрямая психическая, которая сама не знала, чего хотела. Три дня мы сражались так, что только клочки по закоулочкам летали, в итоге все остались при своем мнении.
В любом случае Финвэ остался вдовцом, и, будучи на 146% пламенным неофитом, ничего не решал сам, а хотел мнения валар. Валар свое мнение сказали и второй раз жениться ему разрешили. Второй брак Финвэ был заключен по расчету (ну, любовь, может, тоже прилагалась, но это было только приятной опцией). В отличие от неизвестного происхождения Мириэль эта молодица уж и впрямь была царица. И заодно вся из себя идеально-правильная добрая эрувианка, сестра (по другим источникам, дочь) самого Ингвэ, Верховного короля вообще сех эльфов Валинора и правильного вообще до тошноты.
Как положено доброй эрувианке, она нарожала много детей, и ей естественным образом стал мешать Феанор. У нее тут свои дети. А первым после ее мужа-короля считается какой-то приблудный Феанор, родившийся от неизвестного происхождения неблагонадежной матери и сам неизвестно какого статуса (потому что Профессор писал с католиков, а там развода нет, и брак просто считается аннулированным яко не бывший, и дети, соответственно, становятся незаконнорожденными). Индис занимается тем, чем на ее месте занимались бы 99% женщин, - плетет интриги в пользу своего потомства, стремясь отодвинуть Феанора как можно дальше.
Вдобавок эльфы, конечно, бессмертны, но в "Природе..." словами самого Профессора писано, что эльфийские короли правили некоторое время, а потом удалялись в частную жизнь, передавая власть наследнику. То есть чтобы Финголфин стал королем, вовсе не нужно было дожидаться смерти бессмертного Финвэ.
И в это смутное время из Мандоса выпускают Мелькора. Нет, он таки плел интриги и строил козни. Но замысел его заключался в том, чтобы подбить нолдор на восстание. Гражданская война на территории противника - что может быть лучше?! Они сами тут друг друга перебьют. Феанор же, которому существующие порядки не нравились окончательно, имел планы увести нолдор отсюда в Средиземье. Поначалу Феанор и Мелькор нашли общий язык, и Мелькор убедил его, что никуда ходить не надо, воюйте здесь. И все это кование мечей и проч. - это именно что подготовка вооруженного восстания.
Тут случился инцидент с мечом. Феанор сам дурак - когда у тебя на руках подготовка мятежа, не следует нарываться на неприятности. Феанор не нравился валар давно (хотя истинного масштаба его замыслов они даже не подозревали), и они притянули его к ответу и сослали на 12 валарских лет (то есть на 115 наших обычных). Пока он находился в ссылке, они с Мелькором из-за чего-то крепко поругались, Феанор стал подозревать его в нехороших намерениях, восставать отказался и вернулся к прежнему своему плану исхода. А Мелькор, которому тоже пришлось планы менять, придумал другой способ мести валар: главные ритуальные объекты непоправимо осквернить, единственные хранилища ритуально чистого света похитить.
Если коротко, то так.