А это, может, злые Феаноринги угнали население с собой, подобно как Навуходоносор угнал в Вавилон десять колен Израилевых. И сидели там бедные гаванские, и пели "На реках гелионских"...
Нанизав всех петлями на шеях на длинные веревки. Как на египетских фресках.
Да никак. Это же было стихийно. Вот да, вот такие ужасные были Феаноринги и поступки их, что даже их же подчиненные не выдержали и возмутились.
Интересно, в чем состояли эти ужасные поступки до начала штурма. Несколько воинов распевали частушки о Берене и Диоре или со злобным хохотом (на манер Моргота за неимением в Арде Фантомаса) выливали на землю ароматические масла из захваченного каравана? Если кто-то стоял в стороне, а кто-то напал на своих, то событие это должно было произойти до того, как ворвались в город.
а что из себя представляли эти Гавани?
Сперва надо все же прикинуть, стоял ли город на каком-то возвышении значительном или просто на второй террасе берега. Потому что на этой второй террасе надо под забутовку фундамента рыть втрое глубже, чем на сухом месте. Да еще и выводить каменный фундамент куда выше.
Хотелось бы представить себе стены вроде белгородских: из клетей, наполненных бутом и битой глиной. Но такие стены строились не за один год. Только заготовка леса и его сушка занимала года четыре. Ведь знаменитые нимбретильские березы одинаково непригодны ни для строительства, ни для корабельного дела. А на сырых местах (Тасаринен - край ив) ни сосны, ни дубы не растут.
Кроме того, приходилось выбирать, на что пускать качественный лес: на стены или суда. Да еще до врагов сотни километров.
Так что скорее это было нечто вроде кельтских дунумов, ограждённых валом с невысокими стенами на гребне. Ведь особых излишков рабочей силы в этом регионе не наблюдалось, строиться должны были на скорую руку. Впрочем такие дунумы успешно сопротивлялись осадам. Ну и в проеме вала - деревянные ворота, естественно. Даже двое ворот: на переднем и на внутреннем фасе вала. Над проездом деревянная надвратная башенка, его охраняющая.
И если бы Феаноринги решили брать город, проще всего было его просто поджечь.
Поджечь было бы можно: скажем, требушетами, бросающими подожженные вязанки хвороста или того же камыша-очеретника. Но вот только город из мазанок и деревянных домов, крытых тем же самым очеретником, почти сразу превратится в море огня, через которое и самим не пройти к королевскому терему. А когда пламя само погаснет - где искать этот самый сильмарилл? Перекапывать всю территорию и просеивать золу?
Нет, надо было или как можно быстрее прорываться к месту жительства Эльвинг. А еще лучше - послать несколько штурмовых групп. Гранат нет, зато полно щелей и темных углов, по которым можно пройти практически незаметно.
И кстати, я не понимаю, а почему, когда лютый враг подступил, гаванцы даже не подумали организовать эвакуацию? У них была гавань и были корабли. В чем проблема посадить на корабли мирное население, да хоть тех же детей Элвинг с сильмариллом вместе по обкатанному уже сценарию, и отправить их всех на Балар? И пусть злобные Феаноринги скрежещут зубами от бессильной злобы.
Вот потому я и думаю, что ворота открыли даже не штурмовики, а сами жители. Иначе Эльвинг сумела бы удрать в порт - с детьми или без, но с сильмариллом наверняка. Во всяком случае, советники и стража отправили бы ее именно в этом комплекте. И не нужен большой корабль. На любом ботике отплыть от берега, потом добраться до какого-нибудь рыбацкого поселка и там уже ждать подходящую по рангу пентеру с удобствами.

Но что-то никто не побежал уплывать - выходит, за себя не боялись.
И отсюда можно прикинуть, что история о переходе воинов Феанарионов на сторону Эльвинг - это "с точностью до наоборот". Дабы подменить в хрониках реальные события неким самодельным, но возвеличивающим будущую династию. Тем более, что этому возвеличению наносит удар неопровергаемый факт (Элронд-то и в Третью эпоху живехонек и в доброй памяти!) проживания детей Эльвинг именно у Феанарионов.
Реально: жители открыли ворота, в хронике - воины Феанарионов набросились на однополчан от любви к Эльвинг. Что правдоподобнее?