Сразу после того, на чем закончился предыдущий отрывок:
"They reaped not the reward that Morgoth promised them, for Maglor slew Uldor the accursed, the leader in treason, and the sons of Bór slew Ulfast and Ulwarth ere they themselves were slain. But new strength of evil Men came up that Uldor had summoned and kept hidden in the eastern hills, and the host of Maedhros was assailed now on three sides, and it broke, and was scattered, and fled this way and that. Yet fate saved the sons of Fëanor, and though all were wounded none were slain, for they drew together, and gathering a remnant of the Noldor and the Naugrim about them they hewed a way out of the battle and escaped far away towards Mount Dolmed in the east".
"Они [истерлинги] не пожали плоды награды, которую Моргот обещал им, ибо Маглор убил Ульдора проклятого, предводителя измены, и сыновья Бора убили Ульфаста и Ульварта, прежде чем они сами были убиты. Но новая сила злых людей пришла, которых Ульдор призвал и прятал в восточных холмах, и дружина Маэдроса была атакована теперь с трех сторон, и она была разбита и была рассеяна, и бежала туда и сюда. Все же судьба спасла сыновей Феанора, и, хоть все они были ранены, ни один не был убит, ибо они собрались вместе и, собирая остатки нолдор и наугрим вокруг себя, они прорубили выход из битвы и бежали далеко прочь к горе Долмед на востоке".
А откуда стало известно, что там Моргот обещал истерлингам? Вообще как так получилось, что Ульдор и Маглор находились в пределах досягаемости друг друга?
Примечательно тут еще упоминание неких "злых людей", призванных Ульдором. Оно только укрепляет меня в моей версии.
И - внимание - тут Феаноринги отступают не к Химрингу и не дальше на юг, а на восток, к подножию Эред Луин.
"Last of all the eastern force to stand firm were the Dwarves of Belegost, and thus they won renown. For the Naugrim withstood fire more hardily than either Elves or Men, and it was their custom moreover to wear great masks in battle hideous to look upon; and those stood them in good stead against the dragons. And but for them Glaurung and his brood would have withered all that was left of the Noldor. But the Naugrim made a circle about him when he assailed them, and even his mighty armour was not full proof against the blows of their great axes; and when in his rage Glaurung turned and struck down Azaghâl, Lord of Belegost, and crawled over him, with his last stroke Azaghâl drove a knife into his belly, and so wounded him that he fled the field, and the beasts of Angband in dismay followed after him. Then the Dwarves raised up the body of Azaghâl and bore it away; and with slow steps they walked behind singing a dirge in deep voices, as it were a funeral pomp in their country, and gave no heed more to their: foes; and none dared to stay them".
"Последними из всех восточных сил, стоявшими твердо, были гномы Белегоста, и так они завоевали известность. Ибо наугрим выдерживали огонь упорнее, чем эльфы или люди, и был их обычай, сверх того, носить огромные маски в битве, отвратительные на вид; и те сослужили им хорошую службу против драконов. И если бы не они, Глаурунг и его потомство испепелил бы все, что осталось от нолдор. Но наугрим сделали круг около него, когда он атаковал их, и даже его могучий доспех не был полностью защищен против ударов их огромных топоров; и когда в своем гневе Глаурунг повернулся и поразил Азагхала, владыку Белегоста, и наполз на него, своим последним ударом Азагхал вонзил ему нож в живот и так ранил его, что он бежал с поля, и звери Ангбанда в смятении последовали за ним. Тогда гномы подняли тело Азагхала и унесли его прочь; и медленными шагами они шли позади, распевая глухими голосами погребальную песнь, как это было в их стране похоронной пышностью, и больше не обращали внимания на своих врагов; и никто не дерзнул остановить их".
А вот это все я почитаю за выдумки и художественные преувеличения. Потому что гномы сделаны из той же плоти, что и эльфы и люди, и терпеть принципиально более высокую температуру не в состоянии. И эти их маски чем вообще могут помочь против пламени и жара? Они что, не нагреваются, что ли? Или, надев такую, дышать будешь не тем же раскаленным воздухом? И как так должен был наползать Глаурунг, чтобы Азагхал его поразил в брюхо? Да Глаурунг его бы уже передней (и к тому же более массивной) частью туловища раздавил в лепешку. А гномы, окружившие Глаурунга и тюкающие его топорами, как бревно, вообще анекдот, оперетта какая-то. Просто представьте себе эту картину.
И неужели такому огромному существу, шкуру которого не в состоянии всерьез прорубить даже боевые топоры отнюдь не хилых гномов, может нанести заметный ущерб всего лишь какой-то нож?! Да боже мой, это же царапина! И, получив всего лишь царапину, Глаурунг развернулся и сдернул домой?! И все остальные драконы тут же побежали за ним?! Никто даже не подумал продолжить бой?! Вот так все просто?!
Ну и вынос тела с песнопениями - для эпоса, конечно, хорошо, но в реальности кто бы позволил им этак-то неприкосновенно с поля боя уходить?! Лютые и безжалостные враги тут же отнеслись бы с уважением к их обрядам?