Я тут задумалась о несколько другой стороне существования этих самых вечных, хоть и соломенных вдов Валинора.
По "Бегству нолдоли" нолдор пришлось оставить в Валиноре семьи или только женщин с совсем маленькими детьми. Естественно с расчетом потом вернуться за ними, когда обустроятся на другом берегу.
В черновиках они их посадили на корабли первыми - с понятным результатам горевания Уйнен.
Но вот Арафинвэ с себе подобными вернулся обратно в Валинор и "получил прощение валар". Надо так понимать, что и прочие, с ним вернувшиеся, его получили. Арпафинвэ "правил в Тирионе".
Но вот остались в столице и прочих поселениях семьи, из которых ушла молодежь. Та самая, что училась носить и применять оружие.
Даже если отставить версию, что "Аулэ увел нолдор их Тириона" куда-то на поселение, все равно - каково было отношение к этим семьям со стороны "получивших прощение"?
Может, эльфы и не люди. Но вот поведение телери показывает, что в смысле выбора между властью и законом эльфы от людей не отличаются. И потому их отношение к этим "виновным" семьям, а также женщинам, что сдуру или по обстоятельствам не пошли с мужьями, наверняка далеко не благожелательное и даже не спокойное. Ведь всегда приятно найти виновника собственных поступков и начать его гнобить.
Вот и появилась у меня мысль: может, не Аулэ выселил родичей ушедших, а они сами ушли? После отбытия в поход 90% населения осталось неимоверное количество пустых угодий. Причем оставшиеся имеют несомненное право на имущество ушедших родственников. А те дети, из-за которых остались их матери, имеют свойство взрослеть со временем.
Но в то же время ничто не мешает этим одиноким женщинам, оставшимся только с дальней родней, организовать такие задруги по-древнему или "бостонский брак". Они же никогда не состарятся. И в такой коммуне могут прожить и без родни, если та из валаропочтения крючит в их сторону нос. Соответственно в задруге имеется разделение труда: имеющие маленьких детей домовничают, молодые и детей вырастившие работают в поле, в лесу, рыбачат и прочее.
Скажем, Арафинвэ запретил таким вот родичам врагов рейха жить в Тирионе и даже посещать его тысячу лет. Но им на это будет совершенно наплевать, поскольку среди этих родичей могут быть мастера всех нужных профессий. А сразу не найдется - так научатся со временем. И из соседствования "отселенных" полных и многочисленных семей (сын или дочь ушли, родители, бабки-деды, тетки-дядьки остались), таких задруг и выросших детей сложится отдельный народ. Не признающий Арафинвэ и вообще всю тирионскую администрацию.
Может, эти вот и пошли воевать в Эндорэ, а тихони-возвращенцы при них третьим эшелоном?