Писцы у Профессора ходили стадами - главы о Фарамире во второй части ВК (ну, где олифант, Хеннет Аннун и все остальное - короче, где Фарамир вообще появляется) Профессор написал с нуля в прямом смысле слова за день-другой. Это видно по письмам, которые он как раз в это время активно посылал Кристоферу. И по другим черновикам это видно.
А когда он калькуляцией возрастов занимался - так это он просто не знал, о чем писать. Писцы были - сюжета не было. Как только сюжет появлялся, Профессор гнал тексты километрами, причем практически готовые, не требующие редактирования.
И при такой способности выдавать на-гора стилистически безупречный текст если бы Профессор еще и живое воображение имел - да мы бы умерли вообще все.
А что вы называете писцами? Наверное, у всех разные механизмы творчества, и я напрасно пытаюсь представить, как это было у других.
Я называю это Музой. Это другое состояние - в нем просто пишется - и все. В сюжет может изначально быть приблизительным, но по мере продвижения вглядываешься и получаешь подробности, и с ними же и верные слова. Не километрами, конечно, довольно медленно, но пока находишься в потоке, оно действует.
А если не пишется - значит, Музы нет, и все. При этом сюжет может быть хороший и готовый, а не идет. А может быть даже уже хороший кусок написан, и вдруг Муза ушла - и полный стоп.
Это то, что вы Писцом называете?
Без сюжета у меня Музы не бывает, она всегда сюжетно-ориентирована, всегда приходит под конкретную историю, вернее, сама приносит ее с собой. Поэтому я не могу представить себе ситуацию "Писец есть, а сюжета нет". Возможно, для других все иначе.