Ну, знаете... У меня чо-то слов очень мало осталось.
На этот раз сатану вызвал Волчик. Сказал, что бегал на Болотища, а там кто-то напукал на тему "Профессор не расист, не расист!"
Я пошла посмотреть. И, знаете... ну, вы уже знаете - слов очень мало у меня. Ладно когда правоверные апологеты пляшут - насчет всяких там Анариэль Ровэн или как там ее давно все понятно. Но когда люди, которые вроде годами казались приличными и вменяемыми, начинают гнать подобное - тут уже просто острейший приступ мизантропии начинается.
Нет, я не о Туке. Тук уже просто и окончательно протух, уже чижолый дух пошел явственно.
Значит, наша неутомимая женщина-дупло Вероника, природная одаренность которой в принципе не позволяет ей судить о чем-либо сложнее, чем "а мне нравится/не нравится", отнесла на ХА ссылку на статью, которую давеча Мышь сюда приносила.
Тук отреагировал: "Опасения защиты [Профессора -
добавлено мной] вполне очевидны: никто из вменяемых фанов не хочет, чтобы Профессор у угодил под прогрессивную повестку. Тем паче, что на Западе презумпция невиновности по "политическим" статьям больше не работает. За признанием Профессора расистом последуют правки, цензура и санкции в отношении его текстов" (с).
Вот просто и честно: ты дурак?
Вопрос, понятно, риторический, ибо ответ очевиден. Ну конечно, именно этого правоверные и хотят, такие статьи написуя. А вы думали! Конечно, там на Западе только и знают, что сканируют русскоязычные мнения о Толкине, и как увидят, что кто-то его в расизме обвиняет, так сразу же сами его в этом обвинят (а сами, без знакомства с русскоязычным мнением, там на Западе ну ни за что не догадаются! Они ж там все тупые). И именно поэтому правоверные свою апологетику и пишут - чтобы эти, с Запада, русскоязычные мнения неутомимо сканируя, увидели их статьи и сразу же поняли бы, что Профессор не расист (самостоятельно, опять же, они до этого не допрут, потому что ну тупыыые). Вот прям для Запада ну такое значение, такое значение имеет, что думают о Толкине какие-то рашн орки.
И конечно, тупой Запад как узнает, что кто-то в далекой России (скажем, медведь) считает Профессора расистом, так немедленно начнет текст канона править, а то и вовсе запретит. А вы думали!
Но, блин, Тук, даже если на Западе все такие же идиоты, как ты, и священные книги канона на кострах жечь начнут - правоверным-то что до того?! У них уже давно все эти тексты есть во всяких видах. Никто, блин, к ним домой не придет эти книги отбирать, никто за хранение этих книг в тюрьму не посадит и не оштрафует. Так с какого перепугу им бы душой болеть за какие-то мифические правки в канонных текстах?!
Далее Туку ответили:
Было бы прискорбно, хотя - всё в руках человеческих: если потребуется сделать Профессора расистом, сделают и не поперхнутся. Потому что будут использовать те же методы, что и большинство исследователей - будут опираться "на факты", то есть исключительно на тексты и толковать их с помощью других текстов Профессора. А это заведомо провальный путь. Потому что, как уже было сказано выше, этим можно доказать и одно, и противоположное. И результат будет закономерный: "Истины нет, всё зависит от точки зрения". А то, что точка зрения, по сути, ни на чём не основана, плевать.
Лично я вижу смысл в исследованиях наличия/отсутствия идей расизма у Профессора. Не для того чтобы выдать ему соответствующий "партбилет", а чтобы самой определиться с восприятием его творчества. То есть, важно на самом деле не то, расист он или нет, а то, почему читателю это интересно. Я бы для этого сначала определилась с понятиями - что такое "расизм", благо материала об этом море, - а уж потом на основании принятых определений обращалась к творчеству Профессора. И тогда отпадёт необходимость спорить, ведь спор возникает там, где исходные вещи неочевидны и потому нет понимания. Определиться с исходными понятиями - и "точка зрения" станет "обоснованной позицией", то есть перестанет быть чисто субъективной. Спор переходит в обмен мнениями, когда одна позиция дополняет и продолжает другую, - но это уже не будет навешиванием ярлыков Профессору, а выявление собственных читательских и в конечном счёте личностных предпочтений)
Зачем всё это пишу, если Профессор - всё равно велик и любим? Ну, просто потому, что хочется любить и почитать осмысленно и видеть за текстом человека. Тогда и "переход на сторону зла" будет лишь воображаемым моментом, а действительностью будет осознанный путь к Истине и Добру) Но это если выражаться высоким штилем)) А коротко говоря: читая книги Профессора, хочется мыслить конкретно. И все эти раздумья приучают к этому.
Я не комментирую публично этот ответ исключительно из политкорректности. В личке - пожалуйста.
На это Тук:
"Профессор родился и рос во времена, когда негров (чуть ли не вплоть до ВМВ) показывали в зоопарках Европы, а бельгийцы в Конго походя истребили половину населения. Вот это расизм. А у Профессора - так, отголоски духа времени. Но если представить его взгляды на "высшие" и "низшие" народы не как общепринятый мейнстрим той эпохи (причём ещё в гуманном своём изводе), а как личный подход, то да - Профессору можно пришить и расизм. Скажите лучше - кому его пришить нельзя?"
Ну... вот когда такую кучу дерьма видишь, дар речи невольно теряется. Потому что, несмотря ни на что, не можешь поверить, что человек, пусть кое-как, но все же воспитанный и выросший все-таки в среде ценностей европейской цивилизации второй половины 20-го века, способен всерьез такое производить, и ему нигде не жмет. Хотя, конечно, Тук с Украины, а там Бандера национальный герой теперь, и памятники ему ставят...
То есть если все делят людей на высших и низших, то и ничего такого? То это уже и не расизм? Все нормально, да?
Если ты не показываешь людей в зоопарках и не истребляешь их походя по расовому признаку, а просто так, по жизни считаешь, что одна раса во всем выше и лучше остальных - то ты и не расист? Тоже все нормально, ничего такого, нигде не жмет?
И даже если один только Профессор в вымышленном мире своем делит, а кто-то это замечает - даже и тогда у Профессора расизма нету, это только злодеи ему расизм "шьют".
И ну да, вот весь мир до Второй Мировой был такой плохой и расистский, а после Второй Мировой вдруг прям резко осознал, перестроился и перековался, и, не успела даже еще пыль бомбардировок осесть, как расизм был осужден. Надо же! Вот так внезапно.
А, простите, за что? Ну за что был осужден нацизм? Ну если все, ну прям все, весь мир, были расистами, а это, согласно Туку, как бы и не расизм, а нормально - то немцев-то за что осуждать?! Ну немцы ж были такие же, как все. Что такого они сделали плохого, если расистами были все?
Ну и наконец: даже если БЫ все (допустим на пять секунд, что прям все, весь мир) до Второй Мировой были расисты, и бедный Профессор просто не знал, что расизм - это плохо (совсем как бедные эльфики не знали, что Ноэгит Нибин разумны), то блин, ВК вышел в 1954 году. Черед девять лет после окончания Второй Мировой. Через восемь лет после окончания Нюрнбергского процесса. Когда, блин, даже слепо-глухо-немым идиотам были наглядно явлены мерзости расовой теории. Что не где-то там в каком-то Конго (Профессор того Конго, может, и на карте найти бы не смог) негров, которых, типа, и за людей не считали, а здесь же, рядом, в старой и цивилизованной Европе белых же европейцев массово расстреливали и уничтожали в концлагерях по национальному признаку, вот после того, как вся эта мерзость была вывернута на свет божий, после того, как нацизм был официально осужден мировым сообществом - после этого публиковать книгу, в которой на стороне Добра есть Высший народ и унтерменши полезные (Люди Сумерек) и вредные (Люди Тьмы), и еще антропоморфная разумная раса, предназначенная к поголовному уничтожению уже за сам факт принадлежности к этой расе?! И продолжать считать, что все нормально?!
ДА ВЫ ЧТО ТАМ, ОПОЛОУМЕЛИ, ЧТО ЛИ?!
Далее ответ Туку:
"Мне кажется, Профессор в мифологической форме представил историческую картину неоднородного становления рас. И в этом смысле, не погрешил против истины: задолго до того, как европейцы стали проявлять всемирную экспансивность, развитие рас происходило автономно и неравнозначно по уровню культуры. Я не вижу в этом расизма. Расизм - идея расового превосходства и необходимости ограничения гражданских и культурных прав отдельных рас.
Но сегодня смысл расизма вовсю переиначивается: его привязывают к другой идее - самоидентичности. Само признание существования рас как автономных и различных объявляется расизмом. В этом смысле Толкиен расист в кубе. Но мы же понимаем, на каком основании и с какой целью искажается идея. Поэтому Профессор для нас остаётся историком и создателем мифологии)))"
Очередная подмена понятий благополучно состоялась, перевели тему на существование рас как таковых, и, найдя себе лазейку от неприглядной действительности, весело побежали, похлопывая друг друга лайками и все более успокаиваясь душами. Все хорошо, прекрасная маркиза, Профессор не расист, не расист.