Съел я комплексный обед
И помчался в туалет
Туалета не нашёл
А процесс уже пошёл
Кажется, первообразный текст выглядел так:
Мишка Борьку испугался
И в уборную помчался
До уборной не дошел
А "процесс уже пошел".
Это же любимая фраза Горбачева про процесс, который уже пошел!
Я вот хочу про смерть Феанора начать с начала и с практической точки зрения. Потому что во всех этих колдунствах и законах божьих спасательный «Сайгак» застрянет.
Канон гласит, что Феанор в преследовании бегущих войск Моргота не остановился, а продолжал преследование. Вообще разумно: ворваться в крепость противника или на его территорию внезапно, на плечах отступающих – прием столь же древний, как и война. И даже как охота: волки спугивают часть оленьего стада и гонятся за ними, не давая встать в круг.
Но вот непрерывно гнаться за врагом от Митрима до хотя бы середины Ард Гален – это недели! И с обязательными остановками, чтоб не околел личный состав, двуногий и четвероногий. Скажем, в Гражданскую Котовский гнал Махно, было дело.
Далее канон еще раз приводит указание, что писался этот эпизод профессиональным книжником, оружия в руках не державшим. И писался через столетия, когда уже география Белерианда забылась. Феанор скакал «хохоча и играя мечом». Йуля на ХА еще уверяла, что хохотал он безумно.
Меч – штука длинная и тяжелая, впустую ее не покрутишь. Так что всякие прекрасные безумства можно смело выпустить.
Остается факт: Феанор с небольшим количеством дружинников был окружен противником. В данном случае я намеренно не рассматриваю, при каких обстоятельствах это случилось: в преследовании противника или при выезде на рекогносцировку. Главное: окружен. И допускаю, что – если противником действительно были морготовы орки из регулярных войск – с целью его захвата живьем.
Тут еще требуется обдумать и решить для себя: у нолдор была чистая кавалерия, ездящая пехота или что-то вроде казачьих войск. В реальном мире кавалерия даже после появления огнестрела была снаряжена для боя с седла. Ездящая пехота перед боем спешивалась и дралась, стоя на земле. Казаки умели и то, и другое. Потому в Красной Армии подготовка конницы была именно по казачьему типу, а не как в царской армии.
Конница никогда не умела обороняться, стоя на месте. Если удар на прорыв не удавался, она разворачивалась и отступала или пробивалась силой к своим. Пехота могла стоять на месте, сдвинув щиты, отбиваясь и отступая шаг за шагом; ожидая подмоги.
Вот, Феанор видит, что отрезан. Что он делает: разворачивается и уходит на галопе (и его сбивают с седла выстрелом) или встает в щитовой строй? Канон говорит, что отрезанная дружина долго сражалась, пока не подошло подкрепление. Значит, стояли и отбивались, сдвинув щиты.
В кино любые нашественники легко валят пехотинцев, наскакивая на них верхами с радостными воплями. На чамом деле щитовой строй – построение очень надежное. Весьма исторично попытки его взломать изображены в «Александре Невском». Там, кстати, особенно характерно действие, в американских боевиках вообще игнорируемое: из-за стены копейщиков по атакующим бьют арбалетчики. А болт – не пуля. Он даже, потеряв начальную скорость, клюнет чувствительно. Как и стрела с лука.
Я уже говорила: чтоб кого-то взять живьем в те доспешные времена, его надо было сбить с ног. Гранату не бросит, пистолет из сапога не вытащит, а лежа отбиваться мечом невозможно, кинжалом – неэффективно. И вскочить в доспехе проблемно: он негибок и смещает центр тяжести.
Вот, дружинники Феанора сдвинули щиты и отбрасывают орков (надо думать, тоже доспешных). И тут появляются балроги, умеющие как-то применять огонь. Именно чтобы разбить щитовой строй. Горящие стрелы и струю горючей смеси можно отражать щитом. Но только до того момента, пока он сам не загорится. Тогда его придется бросить и отступить вглубь строя. Если же горючка попала на самого бойца, он должен быстро отбежать назад и там по возможности тушиться.
Видимо, щитовой строй по мере выбывания бойцов стягивался. Феанор то ли прямо сразу встал в первую линию (с таким не поспоришь и назад не затолкаешь!), то ли оказался в нем по мере сокращения фронта. И получил заряд огня. Канон уверяет, что «поверг его Готмог, предводитель балрогов».
Что значит «поверг»? Как раз сбил с ног? Так дружинники – если их осталось хоть двое-трое – тут же прикрыли бы его щитами. Остался вообще один? Но в данном случае его бы утащили тут же.
Однако сказано, что на помощь Феанору пришли сыновья. Ясно, что с дружиной. И отбили еще живого.
Вот и получается, что на место стычки вдруг нагрянула на галопе конница. И сходу врубилась в противника. Противник должен или тоже встать в щитовой строй, или сматываться быстро, пока не зашли в тыл. Противник предпочел быстро отступить.
Получается, что времени на подмену Феанора «дублем» не остается. Точнее, не остается времени на то, чтобы квазиживой дубль привести в надлежащее (порубленное и обожжённое) состояние, да еще и переодеть в одежду и доспех Феанора. Да еще так, чтоб повреждения доспеха совпали с травмами тела. Ведь первую помощь наверняка оказали прямо на поле боя. И еще подчистую перебить всех феаноровых дружинников, чтоб никто не дал показаний насчет возможной попытки захвата. Надежно перебить, ходя по полю и пыряя каждое тело, чтоб никто не уцелел, лежа без сознания.
Конечно, такое сделать было можно, но – категорически не хватало времени.
Так что подмена самоликвидирующимся, но говорящим кадавром – маловероятна.