Ну так вот, к канону.
Значит, имея запрет плавать на запад в сторону Благословении и будучи пока еще правильными, нуменорцы принялись плавать на восток. И в 600 г. В.Э. некто Веантур, Капитан Королевских Кораблей (ну, видимо, адмирал на наши деньги, в первоначальном значении этого слова, "морской начальник") приплывает в Средиземье. И конечно, не куда-нибудь, а прямо в Серые Гавани, к эльфам, первым делом с ними поздоровкаться.
А там и началось.
Ибо писано в каноне:
"the voyages of the Dúnedain in those days went ever eastward and not westward, from the darkness of the North to the heats of the South, and beyond the South to the Nether Darkness; and they came even into the inner seas, and sailed about Middle-earth and glimpsed from their high prows the Gates of Morning in the East".
"путешествия дунэдайн в те дни шли всегда на восток, а не на запад, от тьмы Севера до жара ["жар", мн.ч.] Юга и за пределы Юга до Нижней Тьмы; и они вошли даже во внутренние моря и плавали около Средиземья и видели мельком с высоких носов своих [кораблей] Врата Утра на востоке".
Ах, черт возьми, как это поэтично!!
Здесь, ящетаю, уместно напомнить, как выглядела Арда. Вот такой набросок оставил нам Профессор:
А вот так это разрисовали последователи:
Боже ж мой, сколько тут романтики, первооткрывательства и хоть одним бы глазком посмотреть на все это поближе.
Но такие плавания должны были занимать много времени. Не сто и не двести лет понадобилось нуменорцам, чтобы мочь нарисовать хотя бы такую на глаз плюс лапоть карту.
"And the Dúnedain came at times to the shores of the Great Lands, and they took pity on the forsaken world of Middle-earth; and the Lords of Númenor set foot again upon the western shores in the Dark Years of Men, and none yet dared to withstand them. For most of the Men of that age that sat under the Shadow were now grown weak and fearful".
"И дунэдайн приходили временами к берегам Великих Земель, и они возымели жалость к покинутому миру Средиземья; и лорды Нуменора снова ступили на западные берега в Темные Годы людей, и никто еще не осмеливался противостоять им. Ибо большинство людей того века, что помещались под Тенью, теперь стали слабыми и боязливыми".
Звучит красиво и благостно, но вот это "никто еще не осмеливался противостоять" как-то все сразу портит. Приходящим с добром и благом противостоят или желают противостоять все же редко. Ну, опасаются, конечно, по-первам, как всего неизвестного, но если у пришельцев нет дурных намерений, люди понимают это достаточно быстро.
"And coming among them the Númenoreans taught them many things. Corn and wine they brought, and they instructed Men in the sowing of seed and the grinding of grain, in the hewing of wood and the shaping of stone, and in the ordering of their life, such as it might be in the lands of swift death and little bliss".
"И, приходя среди них, нуменорцы учили их многим вещам. Зерно и вино они принесли, и они наставляли людей в посеве семян и размоле зерен, в рубке дерева и тесании камня, а также в устройстве их жизни, какова она может быть в землях быстрой смерти и малого блаженства".
Тоже какбэ хорошо звучит, но палка опять сильно перегнута. Потому что, конечно, я охотно допускаю, что род людской в это время еще не знал земледелия и скотоводства и был дикарями, охотниками и собирателями (эльфы тоже), и только те люди, которые пришли в Белерианд, познакомились там с тем и другим. И коль скоро Белерианд утонул вместе с большей частью этих людей, то люди Эриадора никакогос/х и не знали. Но! Но, во-первых, а что же эльфы? Вон же в Эриадоре жили нолдор и устраивали там свои королевства - что же, они не знали ни хлеба, ни вина? Не пахали, не сеяли? Или они тщательно скрывали свои занятия от человеков?
Во-вторых, люди переходят к с/х там и тогда, где уже невозможно кормиться охотой и собирательством. С/х требует гораздо больше труда для производства пищи по сравнению с охотой и собирательством, так что пока есть возможность брать в природе, никто не стал бы горбатиться, хоть как его учи. Ему это просто не нужно. Так что максимум нуменорцы могли уже имеющимся хотя бы зачаточным земледельцам привозить более лучшие сорта с/х культур и учить более продвинутой агротехнике.
Допустим также, что эти дикие люди не знали каменного строительства и обработки камня. Но, кстати, не имеет смысла учить их этому без инструментов. Так что нуменорцы должны были учить не обработке камня, а сперва производству металла. Или они продавали дикарям свои ножницы и зеркальца в обмен на меха, специи и золото?
Но вот что нуменорцы учили дикарей рубить деревья - это ха-ха три раза. Люди прекрасно научались этому без всяких учителей, имея даже только каменные топоры. Не бином Ньютона дерево-то срубить. Сила только нужна.