Чтоб запомнить факт, не нужно особой системы.
Фактов в мире - миллиарды. Так почему непременно обязательно запомнить этот факт, а не какой-то другой? У Вас получается, что если человек не знает чего-то, что знаете лично Вы, то он тёмный и дремучий.
Но нам всем придётся смириться с фактом, что с конца войны прошло уже более 70 лет, то есть для нынешней молодёжи это столь же давнее событие, нежели для нас в молодости Первая мировая. За это время накопилось множество событий, более актуальных для нынешнего поколения, нежели война, в которой воевали их прадеды. Потому их не слишком интересуют подробности.
Что же касается конкретно факта угона нашей молодёжи и даже детей в Германию, то мне это всегда было непонятно. Зачем это делалось? В Германии уже тогда была нехватка продовольствия, в Германии была острая нехватка железнодорожных вагонов. Какого же дьявола они гнали туда десятки тысяч ртов, загружая ими поезда? Не хватало рабочих рук? Так для надзора за этими работничками требовался конвой - то есть дармоеды, сидящие в тылу, вместо того, чтобы воевать на фронте. Кроме того, немцы гнали на запад эшелоны с детишками, из которых работники вообще никакие. В Крыму Манштейн устроил пропускной пункт и забирал из эшелонов с переселенцами пацанов от девяти лет. Эшелоны шли на Украину, а пацанов, судя по разговорам, отправляли в Германию. Мой отец был в этом поезде, ему было 11 лет. Какой из него мог получиться работник? Ему удалось бежать, а тысячи его ровесников чем занимались в Германии? И не дешевле было приставить к этим же работам немецких детей из бедных семей? Понятно, что пропаганда рассказывала: вы - раса господ, а все прочие будут вам прислуживать. Но эта же пропаганда могла внушить, что сейчас война, надо напрячь все силы для побоеды, каждый немец обязан... А вот когда мы победим!...
Так что не удивительно, что сей факт вызывает удивление - здравым смыслом объяснить его трудно.
А на тему особого педагогического образования тогда еще особо не заморачивались. До революции каждый, окончивший гимназию, мог работать учителем. В поселке открыли начальную школу. Ну, девицы туда и определились с полным правом.
Да ни черта подобного, какое-то письменное подтверждение на право быть учителем требовалось. Но не в этом дело. Эти самые девицы могли пойти работать только ПОСЛЕ революции. А тогда уже требования были другими. Например, мой дед преподавал в школе десятников. Но до этого он сам закончил эту школу и преподавательские курсы. И, если поначалу, когда требовалась срочная ликвидация безграмотности, в учителя брали любого, кто имел хоть какое-то образование, то позже этого было недостаточно. Тем более, что девицы не остались в начальной школе, а получили специализации.
Судя по воспоминаниям, революционности в них обеих было столько же, сколько малинового варенья в копченой треске. Довольно заурядные интересы и наблюдения. Но все же документ эпохи.
Но и дворянской косточкой их тоже не назовёшь. Только по происхождению, а мировоззрение явно как у разночинцев.