А потом поставили сколько-то там компьютеров и сократили не только программистов с операторами, но и уборщиц, потому что здание стало не нужным, его то ли продали, то ли в аренду сдали.
Ну, уборщицы в этом случае просто сменят работодателя: здание никуда ведь не делось, по-прежнему находится в эксплуатации и его все равно надо регулярно убирать.
Сын рассказывает, что разрабатываются, а кое-где и внедряются системы полного самообслуживания клиентов в супермаркетах, то есть полетят с мест кассиры. И всех этих людей нужно куда-то девать.
Я уже как-то рассказывала эту сказку-пример про деревню из ста человек.
Из них десять пряли-ткали-шили, десять занимались ремеслами, а остальные восемьдесят работали в поле. Все были заняты полный день и работали тяжело, потому что работали вручную. А потом им с неба упали машины: механические прялки, ткацкие станки, с/х машины и т.д., каждая из которых работала как десять человек. И что было дальше? Нормальный здравомыслящий человек скажет: теперь все жители этой деревни будут работать в десять раз меньше, а иметь столько же, сколько раньше. А свободное время можно тратить на что угодно.
Но как-то вышло так, что теперь в деревне работают только десять человек, и по-прежнему полный день, и по-прежнему за те же деньги. А остальные девяносто не делают ничего, не имеют доходов и средств к существованию, и им нечего есть, и это большая проблема. Лучше бы, если бы этих девяноста человек не было бы вообще - ну вот в один прекрасный день исчезли бы в никуда. Но только куда же тогда девать то, что производят десять человек, у которых есть работа? Производят-то они по-прежнему на сто человек.
Нормальный здравомыслящий человек скажет: они же дурные?! Как им в голову взбрело устроить свою жизнь таким идиотским образом?!
Так вот это устройство и называется капитализм. В последние десятилетия нам усердно вкручивается, что это хорошо и правильно.
Ну и до кучи в тему: когда все в руках государства, государство одновременно с сокращением штата где-то там принимает какие-то меры по трудоустройству сокращенных работников. Потому что эти потенциальные безработные его же, государства, головная боль. Источник социальной напряженности и т.д.. А при таком хорошем и замечательном капитализме сокращают частные конторы, а головную боль в виде этих безработных перекладывают на государство. От и красота! Сокращай не хочу! Прибыль твоя, а проблемы - чужие.
И так же точно все эти диспансеризации, больничные, соблюдение правил техники безопасности и охраны труда: когда все в руках государства, все больные, увечные, калечные и прочие нетрудоспособные, которые получаются от несоблюдения вышеперечисленного, - это головная боль того же государства. Государству в сумме выгоднее тратиться на вышеперечисленное. А частным бузинесманам, наоборот, все эти расходы ни в одно место не впились: случись что, он нетрудоспособного уволит, другого наймет. А как и на что этот нетрудоспособный будет дальше существовать - а нашего прекрасного бузинесмана это вообще ни разу не Е.
Но социализм - это зло и вообще совок, а капитализм - это мняка-мняка.
Но! [...] То есть государство тогда не было озадачено тем, чтобы сократить рабочий день. И где гарантия, что оно бы пошло на это в более позднее время?
А это уже другой вопрос. Это уже вопрос реализации. Ну и к тому же я напоминаю печальный факт: 63% брака на заводе ПУЛ в 80-е годы. Вряд ли это был один такой уникально скверный завод во всем СССР и вряд ли он был в СССР самым худшим. Предполагается все же, что в рабочий день люди должны работать. Нормально работать, а не вот так.
Давно надо, только как?
Ленин писал, что идея начинает работать тогда, когда она овладевает массами. А массы пока находятся под воздействием зомбирующего влияния утверждений на тему: чтобы хорошо зарабатывать, надо работать много. То есть каждый индивид в отдельности был бы рад работать 4 часа, а получать как за 8, но вслух это говорить считается неприличным.
Те же большевики показали пример, как. Сама по себе идея в массы не залезет. Ее туда надо внедрять. Вот как сейчас внедряется утверждение, которое Вы написали.
Кстати, вот еще: кто помнит из школьного курса истории правый оппортунизм, бернштейнианство и его критику? Ну так правильно нам в школе-то говорили, прав был Ленин. Просто так никто ничего не подаст, просто так, по доброте душевной, в один прекрасный день, никто не установит ни оплачиваемых отпусков/больничных, ни определенно-часового рабочего дня, ни чего бы то ни было еще. Все это надо выгрызать, причем иной раз с боем в прямом смысле. Никто не будет сокращать рабочий день, пока этого не начнут требовать, громко, повсеместно и организованно. А последние 150 лет этого никто не требовал. Вот его и нет.