Ну, на Опушке выложено то, что сегодня вдруг написалось.
А насчет волшебного злака подумалось: вот, привезли, значит, три народа этот злак в Аман. А он тене- и холодолюбивый. Может, Йаванна его тут же слегка модернизировала, чтоб и в экваториальном климате рос. И стали его возделывать, время на производство пищи экономя.
Потом Белерианд потонул, но, думаю, на Эрессеа этот злак тоже стали возделывать. И сказано в каноне, что на Нуменор свободно приплывали корабли их Авалоннэ (столицы этого 101 км). И, кроме прочих ценностей, привозили диковинные растения.
Однако людям этот злак так и остался неизвестным. Отсюда могут быть два равносильных вывода:
1. На вывоз его на Большую землю было наложено строжайшее эмбарго, чтоб людишки не разбаловались;
2. На Нуменоре он рос, дабы Золотой век был особенно пышен и сытен. Но Элендил, как истый аристократ, сматываясь из тонущей Благословении, семян не захватил. Ибо озабочен был лишь сакральными предметами и также драгоценностями. Разве что любимую гончую захватил, а какие-то зерна - пусть рабы на континенте заботятся.
Ну и еще мерзкий каверзный вопрос. Вот орки начали движение на запад, сгоняя по мере экспансии с мест синдар. Вполне естественным порядком этим оркам должны были доставаться созревающие поля и зернохранилища. Поскольку орки сами чем-то кормились и, возможно, знали не только скотоводство и пойменное огородничество, злак данный привлек их внимание.
Может, у них-то эта культура и в третью эпоху сохранялась? И именно из-за экономичного производства пищи появлялись всякие там неисчислимые полчища?